Известно, что Юрий Олеша переписывал повесть «Зависть» 37 раз, у него была отдельная тетрадь в которой и находились эти варианты. Начало же к повести имело 300 вариантов. Гоголь предпочитал вычеркивать, выкидывать и сжигать, как он поступил со вторым томом «Мертвых душ».
Каждый работает так, как ему удобно, и это неоспоримо. Но когда текст написан и спустя время автора настигает желание редактировать его, ему нужно отчего-то отталкиваться.
Сначала нужно понять какого рода изменения должны произойти с текстом. Это могут быть изменения направленные на:
- язык (новые метафоры, дополнительные описания, включение в текст вкуса, цвета и прочих деталей);
- уточнение образов героев (дополнительные эпизоды, фактологические исправления);
- смену точки зрения автора (бывает что в процессе написания черное перевоплощается в белое);
- увеличение объёма в угоду редактору;
- уменьшение объема;
- снятие или добавление точки зрения автора;
- грамматические исправления;
- другие причины, коих может быть бесконечное множество.
Когда основная идея правки текста определена, можно приступать к чтению текста, а после и к редактуре. Очень важно прочесть текст от начала и до конца, чтобы вернуть себя в мир, погрузить в атмосферу языка. Бывает так, что вставляя эпизоды не всегда улавливаешь интонацию всего произведения и в итоге получаешь инородное тело в тексте.
Когда же речь идёт об изменении языка, то не остаётся других вариантов, как переписать текст заново. Внесение дополнительных описаний тоже требует переписки. А всё потому, что текст сухой и сжатый, который автор пытается разукрасить имеет совсем другой темп и ритм, описания и метафоры, привнесенные позже, его сбивают, текст становится отрывочным, зигзагообразным: вверх (действия) — вниз (описание). У читателя не получится внимать равномерно, если повествование скачет в стилистике.
Конечно, вычёркивать намного проще, чем переписывать, менее трудоёмко, тем более если изначально текст был электронным. Но для того, чтобы вычёркивать, нужно писать очень многословно и подробно, а после не жалеть слов и целых предложений на выброс.
Выбор за автором. И надеюсь, что ни у кого не возникает даже мысли, что тексты не должны редактироваться, перечитываться и ещё раз редактироваться, так же как и письма начальнику о повышении заработной платы.