В очередной раз читая своих сокурсников натыкаюсь на проблему изобразительности, то есть на ту корявую манеру писать красиво, но не натурально.
Я сама часто брезгую изобразительностью, я зачастую просто оставляю её за рамками своих текстов, что тоже не верно. В надежде на фантазию читателя этого читателя можно и потерять совсем. Изобразительность в моих текстах появляется там, где взгляд героя падает на предмет, автору же в них не дано рассуждать о быте. Тем самым автор, как бы, выталкивает читателя из мира текста.
Есть люди, которые сразу пишут так, что ты видишь детали, хотя тебе и дали только намёк на них. Но а тем, кто сам не видит мира в цвете и движении намного сложнее. Правда,увидеть это ещё не изобразить. Не буду приводить примеров, чтобы не переходить на личности, но могу сказать, что некоторые глаголы приходится подбирать специально: внимательно осознавая их смыслы. Словарик, словарик и ещё раз словарик нам всем в помощь!
На семинаре у прекрасного Сергея Романовича (Федякина) разбирали Прилепина — долго и безудержно смеялись. Книжка, которая взяла премию обладает такими нелепостями, что не возможно удержаться от смеха, что впрочем не помешало ей победить. При быстром чтении — не разбирая по кусочкам — читатель увлекается фабулой и не всегда успевает заметить, что логика повествования нарушена.
Можно условно разделить тексты на фабульные и изобразительные. Прекрасно, когда герой не даёт читателю времени опомнится, и великолепно, когда при этом читателя не отвлекают несуразности (у Прелепина, например, чередования звуков становятся произвольными). Изобразительные тексты не обязательно должны быть бессюжетны и безгеройны, они просто строятся по несколько другим принципам: главное в них это картинка, которую рождают слова, и не важно, описание это природы или комнаты, человека или предмета — читатель видит.
Можно говорить, что жанровая литература не нуждается в изображении, главное, чтобы захватывало, но она вполне может вырасти из жанра, если обретёт плоть, то есть картинку.
«(у Прелепина, например, чередования звуков становятся произвольными).»
если ты считаешь это опечаткой, то это не так 😉 это цитата.