Образы героев, или как легко диагностировать состояние

Если мы выбираем какого-то персонажа себе, то мы ориентируемся на три фактора:

  • во-первых, мы выбираем того, с кем бы нам хотелось быть рядом;
  • во-вторых, мы выбираем того на кого бы хотели быть похожими;
  • в-третьих, мы выбираем тех, кем бы мы хотели стать, но сомневаемся в том, что сможем это сделать.

Исходя из этого все художественные тексты (подразумеваются книги, фильмы и мультфильмы) можно рассматривать, как одну большую такую метафору, то есть большой образ, с помощью которого можно залезть в подсознание и выяснить то, чего на самом деле нам хочется, не хочется и то, кем мы хотим стать или к чему стремимся.

Если сознательный взрослый может сделать это сам (если, конечно, это лежит до его сферы убеждений и комплексов — в ином случае нужен человек-специалист), то с детьми всё несколько иначе. Ибо сознательность в них еще только просыпается и они могут заблудится в выводах о себе в силу банального отсутствия знаний о мире.

Вернёмся к метафорам, которые выстраиваются в художественных текстах. Используя художественные произведения, сознательно или бессознательно мы формируем себя и образ своего мышления, реакции на окружающий мир. Всё тоже самое происходит и в самой жизни, но в художественных текстах мы менее вовлечены в процесс, а следовательно это формирование наиболее безопасно проходит для нашей для психики.

Да, пусть переживать как умерла собачка у девочки в кино намного легче и проще, чем переживать смерти своей собаки. Но при этом происходит прививка для психики, и человек после этого сможет более-менее легче прожить подобное событие. Да, будет безусловно больно, но эта боль она будет переносимой, легче переживаемой.

Когда мы разрешаем себе и своим детям смотреть художественные фильмы, смотреть мультики, читать книжки, мы тем самым можем помочь решить какие-то свои внутренние проблемы. В том числе, мы можем на базе того, что сейчас смотрим сами и смотрят дети осознанно анализировать себя и использовать это для того, чтобы развивать себя, развивать свой эмоциональный интеллект и двигаться в нужном направлении.

Привязанность к тем или иным героям, характеризует человека.

Разберём мультик Смешарики. В Смешариках очень много разных персонажей, то есть там нет главных героев, как таковых. Там ряд персонажей, которые так или иначе проявляют себя в разных ситуациях, то являются главными героями отдельных эпизодов, то вместе на фоне других действуют. Потому он прекрасен для анализа, и я возьму его за ориентир.

Разбирая персонажа, который нравится, можно сделать выводы о ребёнке через отношения его к этому персонажу. Просто нравится, является образом для подражания, видит в нём себя или того, кого ему не хватает. Так же не стоит забывать о взаимоотношениях любимого персонажа с другими героями мультфильма. Ещё для детей младше пяти лет любовь к персонажу может быть характеристикой ему самому (иногда не проявляемой и неосознанной).

Привязанность к персонажу может быть так же характеристикой на текущий момент, то есть метафорой к той психологической ситуации, в которой сейчас находится смотрящий. Тогда в случае смены психологической атмосферы в доме или отношений с близкими, изменится и любимый персонаж.

Итак, герои сериала Смешарики. Хочу сразу отметить, что приведенные тут интерпретации не единственные, и в каждом конкретном случае нужно спрашивать, что именно ребенок видит в своём любимом персонаже.

Крош — жизнерадостный и бесшабашный ребёнок. Минус ответственность, плюс фантазия и бесстрашие. Отличная фаза детства, в которую порой всем хочется вернуться.
Нюша (особая ирония сценаристов в её имени, почему же она не Хрюша?) — образ блондинки в розовой пачке — отсутствие ума и бесконтрольные эмоции.
Совунья — взрослый контролёр и нормально, когда она нравится взрослому (хотя тут тоже можно сходить на тест доверия к миру), но если она нравится ребёнку, то стоит углубиться почему.
Ежик — вдумчивый флегматик, мудрый персонаж, дружелюбный и верный.
Карыч — интеллигентный взрослый персонаж, который будет держать своё мнение даже под пытками.
Бараш — нервный меланхолик, находящийся на грани двух миров своего и обычного.
Пин — изобретатель мало понятный другим, как в языке, так и в его задумках.
Копатыч — трудяга и недотёпа.
Лосяш — ботаник.

Каждый персонаж особая характеристика. Выбирая одно из героев, ребёнок сигнализирует нам о том, кто он есть и чего он хочет больше. Не забывайте задавать вопрос: почему он выбирает именно его,- ибо это помогает определить в каких отношениях с характеристикой находится ребёнок. Если персонажей выбирается несколько, то нужно разбивать на «это я», «хочу быть похожим», «мне не хватает». Если есть необходимость углубиться, то можно обсудить и взаимоотношения персонажа с другими героями.

Так например, сложно выбрать Бараша на фоне жизнерадостного состояния, даже если ты по жизни меланхолик. Или Нюшу не выбирают мальчики, если конечно они не ищут, образа близкой вдохновляющей подруги.

Работать эта техника может на каких-то других популярных произведениях. Это могут быть сказки, книги. Любимый персонаж может быть везде. Вам просто требуется немножко поговорить с ребёнком. Если вашему ребёнку больше пяти лет, то разговор может стать вполне содержательным и полезным для вас. Поговорите о том, как он сам оценивает персонажа, почему он его любит, и за что он его не любит, почему он его выбрал и не выбирает другого персонажа, например, того с кем его любимый герой в конфликте.

Через такие вопросы можно очень легко определить психологическое состояние, на каком этапе развития и познания находится ребёнок. Именно так легко и непринуждённо воспитывается эмоциональный интеллект, то есть способность видеть и использовать свои и чужие эмоции.

Можно так же через такие обсуждения понять ситуацию в душе, можно скорректировать что-то. Но помните, если вы увидели привязанность на ваш взгляд не к тому персонажу, то не нужно говорить о том, что этот персонаж плохой или им быть не стоит. Старайтесь вообще не давать своей оценки выбранному персонажу.

Позвольте сделать ребёнку выбор персонажа без вашей оценки. Родитель смотрит на ситуацию, делает выводы принимая всё, что скажет ребенок. И только после этого начинает действовать и менять какие-то обстоятельства.

Понятно, что, если ребёнок находится в стрессе, то нужно снять с него стресс, если ребёнок находится в депрессии, то нужно выводить из этой депрессии. Всё это возможно все это легко определить по мультфильму. Услышать первые звоночки и уже потом вести ребёнка, например, к психологу или другому специалисту.

Только не нужно путать качества ребёнка с его временным психологическим состоянием. Не стоит из трудяги и хорошего исполнителя делать лидера.

Вы с всегда можете показать ребёнку мультипликационный фильм с большим количеством героев и поговорить о них. Желательно брать те мультфильмы, в которых героев больше и у них более-менее прописаны характеры, причем они определённые, чёткие. Это важно! Потому что если герои размытые, смазанные, картонные, то о них сложно будет разговаривать. Если в сюжете есть только герой и антигерой (Том и Джери), то из этого противостояния многое не раскроешь. Разве что позицию к паре проигравший и победитель.

Не берите мультики с плохим сюжетом, то есть не глубоким или очень поверхностным. Чем сложнее сюжет и ситуации, тем будет интереснее разобрать. Чем глубже сюжет, тем глубже будет проникать в него ребёнок, а значит и раскрываться подсознательное. И не забывайте сделать скидку на возраст.

Также можно попробовать использовать мультфильмы и художественные произведения, как основу для проживания нужных и ненужных эмоций. Об этом и о том, как выбирать нужные мультфильмы в следующий раз.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 2,33 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий