именно так называется короткая статья Роберта Луиса Стивенсона. Да, да, того самого, что про Остров Сокровищ и Мистера Джекила с Хайдом. Прекрасный Сергей Романович Федякин рекомендовал его читать в поисках изобразительности и качества текста художественного, а я возьми и наткнись на статью.
В ней по сути нет ничего глобального, кроме что оправдание развлекательной литературы. Он пишет просто, что если писатель верно и с добрыми намерениями изображает действительность, то даже самый низкий жанр воспитывает и поддерживает человечество. Здесь мне вспоминается дивный «Цыпа Сталинградский», описанный Дарьей Донцовой. Любители подскажите в каком это было романе? Я прочла только один, не запомнила сюжета и названия, но могу в подробностях пересказать эту сцену. А не это ли важно для автора?
«Литература, как и всякое иное искусство, представляет огромный интерес для художника; но пользы от неё для человечества на удивление больше, чем от всех иных искусств»
— пишет Стивенсон. И он далеко не первый, кто об этом говорит. Мой обожаемый Жан-Поль Сартр в статье про ангажированность утверждает то же самое. Литература — есть самый зависимый вид искусства: с одной стороны он зависит от среды, в которой рождается, с другой стороны он зависит от восприятия его средой, в которую попадает. Подумайте о любой культовой книге — вне круга почитателей она может превратиться в ничто.
Не возможно писать «вне системы», потому как литература сама по себе система, и в чем я согласна до последней точки с Робертом Луи, так это в том, что ответственность писателя перед читателем намного выше, чем у живописца. Его ангажированность рождается вместе с ним. Более того, могу сказать, что вместе с ангажированность и рождается писатель. До этого осознания ты остаёшься всего лишь человеком, который пишет.
Рекомендую уделить двадцать минут этой краткой статье и подумать о словах Стивенсона, да и просто насладится его английской вежливостью.
И напоследок приятного:
«Первейший долг писателя судить обо всяком предмете всегда и неизменно в самом возвышенном, самом благородном тоне.»
«Отношением человека к своему труду в конечном счете и определяется на благо или во зло он будет направлен»